Разделы сайта

Главная

Экспериментальная деятельность

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по проекту «Апробация учебно-методической модели развития навыков предприимчивости и финансовой грамотности у учащихся учреждений профессионального образования»

 

на 2020/2021 учебный год

Описание структуры и содержания апробируемой экспериментальной модели в 2020/2021 учебном году

 

Проект «Апробация учебно-методической модели развития навыков предприимчивости и финансовой грамотности у учащихся учреждений профессионального образования» – это образовательные мероприятия для желающих сформировать умения управлять финансовыми потоками (доходами и расходами), грамотно распределять деньги, то есть жить по средствам и правильно приумножать имеющийся капитал, а также для тех, кто хочет запустить новый бизнес или расширить существующий, которые обеспечивают необходимые контакты, обратную связь от экспертов и помогают проработать основные элементы будущего бизнеса. Экспертами выступают действующие предприниматели, с помощью которых учащиеся перенимают реальный практический опыт.

Реализацию проекта планируется осуществить на базе УО «Смиловичский государственный аграрный колледж».

Кадровое и материальное обеспечение реализации проекта планируется осуществлять за счет средств и ресурсов УО «Смиловичский государственный аграрный колледж».

Концепция и обоснование.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15.12.2016 № 466, необходимым условием комплексного развития национальной экономики, сектора малого инновационного предпринимательства является расширение стартап-движения, всемерное вовлечение в этот процесс научного и бизнес-сообщества Республики Беларусь.

Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2016 № 250, предусматривает формирование у молодых людей активной гражданской позиции и патриотизма, вовлечение в общественную деятельность, повышение эффективности работы по профессиональной ориентации и организации занятости молодежи в свободное время, поддержке предпринимательской инициативы. Комплекс мероприятий по реализации данной программы предполагает проведение стартап-мероприятий, направленных на формирование экономической культуры личности, вовлечение молодежи в инновационную деятельность, повышение ее предпринимательской активности (пункт 39 Комплекса мероприятий по реализации подпрограммы 11 «Молодежная политика»).

Методологические подходы и содержание экономического воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь определены Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 82 от 15 июля 2015г. Данным документом определено, что экономическое воспитание учащихся направлено на формирование социально востребованных личностных качеств (предприимчивость, самостоятельность, ответственность, уверенность в себе, стремление к достижениям и полноценной самореализации), умений и навыков деловой активности, самостоятельной трудовой жизни, организации собственного дела, готовности принимать оптимальные решения в реальной жизнедеятельности.

В качестве наиболее эффективных форм реализации содержания экономического воспитания Концепцией непрерывного воспитания определены:

- молодежное предпринимательство;

-социально значимая деятельность в рамках создания и функционирования учебных фирм, компаний, технопарков, бизнес-инкубаторов, стартап-центров, стартап-школ и т.д.

Проект «Апробация учебно-методической модели развития навыков предприимчивости и финансовой грамотности у учащихся учреждений профессионального образования» реализуется в рамках дополнительного образования детей и молодежи посредством объединения по интересам «В мир экономики и предпринимательства», в тесном сотрудничестве с Центром поддержи предпринимательства, работающем на базе колледжа (свидетельство № 156, регистрация в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 15.11.2012 за № 690025852). Для организации образовательного процесса в учреждении образования разрабатывается и утверждается в установленном порядке программа объединения по интересам, в рамках которого будут реализовываться мероприятия экспериментального проекта «Апробация учебно-методической модели развития навыков предприимчивости и финансовой грамотности у учащихся колледжа с базовым уровнем изучения образовательной области «Микроэкономика». Целевым ориентиром освоения данной образовательной области является привлечение талантливой молодежи в сферу управления, науки, экономики; развитие молодежного предпринимательства. Проект разрабатывается для учащихся 1-2 курсов учреждения среднего специального образования,определяет цель и задачи изучения содержания образовательной области «Микроэкономика», срок получения дополнительного образования, учебно-тематический план, время, отведенное на изучение образовательной области, виды занятий, рекомендуемые формы и методы реализации мероприятий проекта.

Основанием для разработки программы проекта «Апробация учебно-методической модели развития навыков предприимчивости и финансовой грамотности у учащихся учреждений профессионального образования» является типовая программа дополнительного образования детей и молодежи социально-экономического профиля.

Сроки реализации проекта - 3 года.

Цель - развитие молодежного предпринимательства и финансовой грамотности у учащихся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования

Задачи:

- способствовать формированию у учащихся социально востребованных личностных качеств (предприимчивость, самостоятельность, ответственность, уверенность в себе, стремление к достижениям и полноценной самореализации);

- развивать практические умения и навыки предпринимательской деятельности, деловой активности, самостоятельной трудовой жизни;

- способствовать формированию навыков организации собственного дела, готовности принимать оптимальные решения в реальной жизнедеятельности.

В процессе реализации проекта «Апробация учебно-методической модели развития навыков предприимчивости и финансовой грамотности у учащихся учреждений профессионального образования» предполагается решение кейсов, выполнение упражнений на формулирование и проверку бизнес-гипотез, командных заданий, квестов, бизнес-презентаций, деловых игр и разнообразных видов самостоятельной деятельности с использование современных технологий и механик (интернет, мобильные устройства, видео, геолокация, краудсорсинг и др.).

В результате освоения содержания программы проекта «Апробация учебно-методической модели развития навыков предприимчивости и финансовой грамотности у учащихся учреждений профессионального образования» обучающиеся должны:

  • усвоить социально-экономические знания, необходимые для работы по итогам в сфере предпринимательства
  • уметь применять экономические знания для анализа и объяснения экономических явлений, событий, ситуаций;
  • уметь самостоятельно находить, анализировать и применять информацию, выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;
  • приобрести опыт самостоятельного принятия экономических решений на практике;
  • освоить знания, умения и способы ведения социально ответственной предпринимательской деятельности.

В курсе «Апробация учебно-методической модели развития навыков предприимчивости и финансовой грамотности у учащихся учреждений профессионального образования» учащиеся получат мотивационный заряд и возможности на практике протестировать идею, получить ценную обратную связь по проекту, найти единомышленников в команду; пообщаться с активными людьми, в т.ч. из бизнес-среды, что в целом будет способствовать формированию позитивного имиджа бизнеса и предпринимательства среди обучающихся.

Данный курс призван развивать у обучающихся способность прагматично распоряжаться ресурсами, конструктивно и оперативно решать текущие проблемы и задачи, минимизировать риски и гибко реагировать на угрозы, брать на себя ответственность и инициативу в деловых отношениях; ставить жизненные цели и достигать их, развивать умение обращаться с финансами.

Ожидаемые результаты:

Результаты в виде усвоенных знаний и сформированных умений, навыков должны соответствовать поставленной цели, комплексу задач в обучении, воспитании, развитии учащихся по основным критериям:

  • усвоение социально-экономических знаний, необходимых для дальнейшего изучения экономических дисциплин в учреждениях среднего специального, образования;
  • развитие экономического мышления, овладение умениями самостоятельно находить, анализировать и применять информацию, выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;
  • приобретение умений применения полученных знаний для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях;
  • формирование готовности использовать полученные знания и умения для решения типичных социально-экономических задач.

Формы и методы реализации программы:

Реализация программы требует традиционных и нетрадиционных форм и методов работы, направленных на создание оптимальных условий для достижения ожидаемых результатов в обучении, воспитании, развитии учащихся, удовлетворении их индивидуальных возможностей, потребностей, интересов, раскрытия личностного потенциала каждого.

Формы обучения: пресс-конференции, деловые игры, решение производственных задач, творческие практические занятия, учебные экскурсии.

Методы обучения (общие):

  • объяснительно-иллюстративный метод обучения – метод, при котором учащиеся получают знания на занятиях во время беседы, лекции, тренинга, экономической и деловой игры, дебатов, реализации проектов, диспута, дискуссии, семинара, консультации, инструктажа, обсуждения; изучения литературы и информационных ресурсов, мультимедийных и экранных пособий и др.;
  • репродуктивный метод обучения – метод, в котором применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность учащихся носит алгоритмический характер, выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях;
  • метод проблемного обучения – метод, при котором используются самые различные источники и средства. Педагог дополнительного образования, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует социально-экономическую задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи;
  • эвристический метод обучения применяется для организации активного поиска решения выдвинутых в обучении или самостоятельно сформулированных экономических задач. Для стимулирования активного поиска решения поставленных задач используются элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ);
  • применяются методы: математические, оптимизационные, мозгового штурма, проб и ошибок, синектики, морфологического анализа, фокальных объектов, контрольных вопросов, аналогий, объединения, секционирования, модифицирования, копирования прототипов, оптимального проектирования, унификации, агрегатирования, модификации, стандартизации, инверсии, и др;
  • исследовательский метод обучения – метод, в котором после анализа материала, определения проблем, краткого инструктажа учащиеся самостоятельно изучают литературу и информационный ресурс, разрабатывают схемы и модели, разрабатывают программные продукты, решают прикладные задачи.

Формы воспитания: массовые, групповые, индивидуальные. Воспитательные мероприятия проводятся в соответствии с программно-планирующей документацией, с учетом социально-экономического профиля программы.

 

 

План проведения экспериментальной деятельности

на 2020/2021 учебный год

 

Название этапа

Содержание работы

(мероприятия)

Сроки проведения

Форма представления результатов

1 этап

Прогностично-проектировочный

Мотивация педагогов на экспериментальную деятельность. Создание творческой группы участников проекта в 2020/2021 учебном году

Разработка календарного плана экспериментальной деятельности на 2020/2010 учебный год

 

Пополнение банка методической литературы по актуальным в 2020/2021 учебном году направлениям экспериментального проекта

 

09.2020 

10.2020

Приказ о создании творческой группы на 2020/2021 учебный год.

План работы творческой группы

 

 

Аналитический обзор, банк данных по теме проекта

2 этап

Диагности-ческий

1)               Информирование учащихся о перспективах участия в       экспериментальном проекте, диагностика учащихся:

-                   Выявление актуального состояния уровня сформированности межпредменых компетенций учащихся;

-                   определение уровня знания и понимания в области финансовой грамотности (анкета «Основы финансовой грамотности»);

-                   определение уровня способностей к самоуправлению, сопротивляемости к стрессам (тест);

-      определение уровня сформированности навыков межличностного взаимодействия, направленного на позитивные, дружеские взаимоотношения (самотест);

2) Оценка полученной информации по результатам проведённых диагностик

09.2020-10.2020

10.2020

Результаты диагностик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка мероприятий на основании диагностик

3 этап

Практический

Разработка и проведение мероприятий, направленных на:

1)                систематическое самообразование по теме экспериментальной деятельности:

Организация постоянно действующих семинаров:

-                   «Самоопределение и самореализация учащихся в области финансовой грамотности, информационной стартап-культуры»;

-                «Эффективная организация творческой проектной деятельности учащихся»;

-                 

2)                Реализацию мероприятий по проекту на тему «Развитие предпринимательской деятельности и деловой активности среди учащихся».

3)                формирование личностных компетенций:

-                   коррекция и регулирование процесса создания проектов;

-                   игровая программа «Стартап-проекты - будущее малого бизнеса»;

-                   проведение открытого мероприятия «Я - предприниматель»;

-                   мастер-класс «Мое профессиональное будущее»;

-                   педагогическая студия «Эконом-класс»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение года

 

11.2020-

02.2021

 

 В течение года

 

11.2020

 

 

03.2020

 

 

04.2020

 

05.2020

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий мероприятия

 

 

 

Сценарий мероприятия,

планы базовых занятий, фотоотчет

 

Макет проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий мероприятия, фотоотчет

Презентация, сценарный план мероприятия

План проведения, фотоотчет

План проведения, фотоотчет

 

4 этап

Заключи-тельный

1)    Повторная диагностика.

Обобщение данных диагностик, систематизация, подведение итогов реализации проекта в 2020/2021 учебном году:

-                      итоговая диагностика уровня сформированности межпредметных компетенций, финансовой грамотности, стартап-культуры учащихся

-                         обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами

 

2) Подготовка итогового отчета

 

     3) Рефлексия проделанной работы.

-                         Анализ и систематизация результатов индивидуальных педагогических исследований в рамках проекта;

 

4)Создание методических материалов:

-                         Подготовка презентационных материалов по итогам реализации экспериментального проекта;

-                         выявление направлений и путей дальнейшего развития в области финансовой грамотности, стартап-культуры.

 

 

 

 

 

 

 

04.2020

 

 

 

04.2020

 

 

05.2020

 

 

 

04.2020

 

  

 

04.2020

 

 

 

04.2020

 

 

 

 

 

 

Диаграммы по итогам диагностик, коррекционные мероприятия

Итоговая информация по итогам диагностик, отчеты

Итоговый отчет

 

 

 

Диаграммы по итогам диагностик, отчеты

 

 

 

 

 

Презентация, отчеты

 

 

Рекомендации, предложения

 

 

 

 

Критерии и показатели определения эффективности запланированной работы

 

Критерии

Показатели

1. Экономико-правовая компетентность

-      уровень знания и понимания экономических процессов;

-      уровень знания и понимания права;

-      уровень знаний моральных норм и правил поведения в обществе;

-      степень активности учащихся в проектах;

2. Социальная компетентность

-      уровень сопротивляемости стрессам участников проектных групп;

-      навыки межличностного взаимодействия, направленного на позитивные, дружеские взаимоотношения в проектных группах;

-      наличие благоприятного психологического климата в проектных группах.

3. Личностная компетентность

-      целенаправленность личности;

-      уровень овладения навыками по направлениям экспериментального проекта.

4. Психологическая культура и компетентность

-      уровень развития способности самореализации и самоконтроля;

-      уровень вовлеченности в экспериментальный проект.