КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по проекту «Апробация учебно-методической модели развития навыков предприимчивости и финансовой грамотности у учащихся учреждений профессионального образования»
на 2020/2021 учебный год
Описание структуры и содержания апробируемой экспериментальной модели в 2020/2021 учебном году
Проект «Апробация учебно-методической модели развития навыков предприимчивости и финансовой грамотности у учащихся учреждений профессионального образования» – это образовательные мероприятия для желающих сформировать умения управлять финансовыми потоками (доходами и расходами), грамотно распределять деньги, то есть жить по средствам и правильно приумножать имеющийся капитал, а также для тех, кто хочет запустить новый бизнес или расширить существующий, которые обеспечивают необходимые контакты, обратную связь от экспертов и помогают проработать основные элементы будущего бизнеса. Экспертами выступают действующие предприниматели, с помощью которых учащиеся перенимают реальный практический опыт.
Реализацию проекта планируется осуществить на базе УО «Смиловичский государственный аграрный колледж».
Кадровое и материальное обеспечение реализации проекта планируется осуществлять за счет средств и ресурсов УО «Смиловичский государственный аграрный колледж».
Концепция и обоснование.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15.12.2016 № 466, необходимым условием комплексного развития национальной экономики, сектора малого инновационного предпринимательства является расширение стартап-движения, всемерное вовлечение в этот процесс научного и бизнес-сообщества Республики Беларусь.
Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2016 № 250, предусматривает формирование у молодых людей активной гражданской позиции и патриотизма, вовлечение в общественную деятельность, повышение эффективности работы по профессиональной ориентации и организации занятости молодежи в свободное время, поддержке предпринимательской инициативы. Комплекс мероприятий по реализации данной программы предполагает проведение стартап-мероприятий, направленных на формирование экономической культуры личности, вовлечение молодежи в инновационную деятельность, повышение ее предпринимательской активности (пункт 39 Комплекса мероприятий по реализации подпрограммы 11 «Молодежная политика»).
Методологические подходы и содержание экономического воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь определены Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 82 от 15 июля 2015г. Данным документом определено, что экономическое воспитание учащихся направлено на формирование социально востребованных личностных качеств (предприимчивость, самостоятельность, ответственность, уверенность в себе, стремление к достижениям и полноценной самореализации), умений и навыков деловой активности, самостоятельной трудовой жизни, организации собственного дела, готовности принимать оптимальные решения в реальной жизнедеятельности.
В качестве наиболее эффективных форм реализации содержания экономического воспитания Концепцией непрерывного воспитания определены:
- молодежное предпринимательство;
-социально значимая деятельность в рамках создания и функционирования учебных фирм, компаний, технопарков, бизнес-инкубаторов, стартап-центров, стартап-школ и т.д.
Проект «Апробация учебно-методической модели развития навыков предприимчивости и финансовой грамотности у учащихся учреждений профессионального образования» реализуется в рамках дополнительного образования детей и молодежи посредством объединения по интересам «В мир экономики и предпринимательства», в тесном сотрудничестве с Центром поддержи предпринимательства, работающем на базе колледжа (свидетельство № 156, регистрация в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 15.11.2012 за № 690025852). Для организации образовательного процесса в учреждении образования разрабатывается и утверждается в установленном порядке программа объединения по интересам, в рамках которого будут реализовываться мероприятия экспериментального проекта «Апробация учебно-методической модели развития навыков предприимчивости и финансовой грамотности у учащихся колледжа с базовым уровнем изучения образовательной области «Микроэкономика». Целевым ориентиром освоения данной образовательной области является привлечение талантливой молодежи в сферу управления, науки, экономики; развитие молодежного предпринимательства. Проект разрабатывается для учащихся 1-2 курсов учреждения среднего специального образования,определяет цель и задачи изучения содержания образовательной области «Микроэкономика», срок получения дополнительного образования, учебно-тематический план, время, отведенное на изучение образовательной области, виды занятий, рекомендуемые формы и методы реализации мероприятий проекта.
Основанием для разработки программы проекта «Апробация учебно-методической модели развития навыков предприимчивости и финансовой грамотности у учащихся учреждений профессионального образования» является типовая программа дополнительного образования детей и молодежи социально-экономического профиля.
Сроки реализации проекта - 3 года.
Цель - развитие молодежного предпринимательства и финансовой грамотности у учащихся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования
Задачи:
- способствовать формированию у учащихся социально востребованных личностных качеств (предприимчивость, самостоятельность, ответственность, уверенность в себе, стремление к достижениям и полноценной самореализации);
- развивать практические умения и навыки предпринимательской деятельности, деловой активности, самостоятельной трудовой жизни;
- способствовать формированию навыков организации собственного дела, готовности принимать оптимальные решения в реальной жизнедеятельности.
В процессе реализации проекта «Апробация учебно-методической модели развития навыков предприимчивости и финансовой грамотности у учащихся учреждений профессионального образования» предполагается решение кейсов, выполнение упражнений на формулирование и проверку бизнес-гипотез, командных заданий, квестов, бизнес-презентаций, деловых игр и разнообразных видов самостоятельной деятельности с использование современных технологий и механик (интернет, мобильные устройства, видео, геолокация, краудсорсинг и др.).
В результате освоения содержания программы проекта «Апробация учебно-методической модели развития навыков предприимчивости и финансовой грамотности у учащихся учреждений профессионального образования» обучающиеся должны:
усвоить социально-экономические знания, необходимые для работы по итогам в сфере предпринимательства
- уметь применять экономические знания для анализа и объяснения экономических явлений, событий, ситуаций;
- уметь самостоятельно находить, анализировать и применять информацию, выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;
- приобрести опыт самостоятельного принятия экономических решений на практике;
- освоить знания, умения и способы ведения социально ответственной предпринимательской деятельности.
В курсе «Апробация учебно-методической модели развития навыков предприимчивости и финансовой грамотности у учащихся учреждений профессионального образования» учащиеся получат мотивационный заряд и возможности на практике протестировать идею, получить ценную обратную связь по проекту, найти единомышленников в команду; пообщаться с активными людьми, в т.ч. из бизнес-среды, что в целом будет способствовать формированию позитивного имиджа бизнеса и предпринимательства среди обучающихся.
Данный курс призван развивать у обучающихся способность прагматично распоряжаться ресурсами, конструктивно и оперативно решать текущие проблемы и задачи, минимизировать риски и гибко реагировать на угрозы, брать на себя ответственность и инициативу в деловых отношениях; ставить жизненные цели и достигать их, развивать умение обращаться с финансами.
Ожидаемые результаты:
Результаты в виде усвоенных знаний и сформированных умений, навыков должны соответствовать поставленной цели, комплексу задач в обучении, воспитании, развитии учащихся по основным критериям:
усвоение социально-экономических знаний, необходимых для дальнейшего изучения экономических дисциплин в учреждениях среднего специального, образования;
- развитие экономического мышления, овладение умениями самостоятельно находить, анализировать и применять информацию, выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;
- приобретение умений применения полученных знаний для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях;
- формирование готовности использовать полученные знания и умения для решения типичных социально-экономических задач.
Формы и методы реализации программы:
Реализация программы требует традиционных и нетрадиционных форм и методов работы, направленных на создание оптимальных условий для достижения ожидаемых результатов в обучении, воспитании, развитии учащихся, удовлетворении их индивидуальных возможностей, потребностей, интересов, раскрытия личностного потенциала каждого.
Формы обучения: пресс-конференции, деловые игры, решение производственных задач, творческие практические занятия, учебные экскурсии.
Методы обучения (общие):
объяснительно-иллюстративный метод обучения – метод, при котором учащиеся получают знания на занятиях во время беседы, лекции, тренинга, экономической и деловой игры, дебатов, реализации проектов, диспута, дискуссии, семинара, консультации, инструктажа, обсуждения; изучения литературы и информационных ресурсов, мультимедийных и экранных пособий и др.;
- репродуктивный метод обучения – метод, в котором применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность учащихся носит алгоритмический характер, выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях;
- метод проблемного обучения – метод, при котором используются самые различные источники и средства. Педагог дополнительного образования, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует социально-экономическую задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи;
- эвристический метод обучения применяется для организации активного поиска решения выдвинутых в обучении или самостоятельно сформулированных экономических задач. Для стимулирования активного поиска решения поставленных задач используются элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ);
- применяются методы: математические, оптимизационные, мозгового штурма, проб и ошибок, синектики, морфологического анализа, фокальных объектов, контрольных вопросов, аналогий, объединения, секционирования, модифицирования, копирования прототипов, оптимального проектирования, унификации, агрегатирования, модификации, стандартизации, инверсии, и др;
- исследовательский метод обучения – метод, в котором после анализа материала, определения проблем, краткого инструктажа учащиеся самостоятельно изучают литературу и информационный ресурс, разрабатывают схемы и модели, разрабатывают программные продукты, решают прикладные задачи.
Формы воспитания: массовые, групповые, индивидуальные. Воспитательные мероприятия проводятся в соответствии с программно-планирующей документацией, с учетом социально-экономического профиля программы.
План проведения экспериментальной деятельности на 2020/2021 учебный год
Название этапа
|
Содержание работы
(мероприятия)
|
Сроки проведения
|
Форма представления результатов
|
1 этап
Прогностично-проектировочный
|
Мотивация педагогов на экспериментальную деятельность. Создание творческой группы участников проекта в 2020/2021 учебном году
Разработка календарного плана экспериментальной деятельности на 2020/2010 учебный год
Пополнение банка методической литературы по актуальным в 2020/2021 учебном году направлениям экспериментального проекта
|
09.2020
10.2020
|
Приказ о создании творческой группы на 2020/2021 учебный год.
План работы творческой группы
Аналитический обзор, банк данных по теме проекта
|
2 этап
Диагности-ческий
|
1) Информирование учащихся о перспективах участия в экспериментальном проекте, диагностика учащихся:
- Выявление актуального состояния уровня сформированности межпредменых компетенций учащихся;
- определение уровня знания и понимания в области финансовой грамотности (анкета «Основы финансовой грамотности»);
- определение уровня способностей к самоуправлению, сопротивляемости к стрессам (тест);
- определение уровня сформированности навыков межличностного взаимодействия, направленного на позитивные, дружеские взаимоотношения (самотест);
2) Оценка полученной информации по результатам проведённых диагностик
|
09.2020-10.2020
10.2020
|
Результаты диагностик
Разработка мероприятий на основании диагностик
|
3 этап
Практический
|
Разработка и проведение мероприятий, направленных на:
1) систематическое самообразование по теме экспериментальной деятельности:
Организация постоянно действующих семинаров:
- «Самоопределение и самореализация учащихся в области финансовой грамотности, информационной стартап-культуры»;
- «Эффективная организация творческой проектной деятельности учащихся»;
-
2) Реализацию мероприятий по проекту на тему «Развитие предпринимательской деятельности и деловой активности среди учащихся».
3) формирование личностных компетенций:
- коррекция и регулирование процесса создания проектов;
- игровая программа «Стартап-проекты - будущее малого бизнеса»;
- проведение открытого мероприятия «Я - предприниматель»;
- мастер-класс «Мое профессиональное будущее»;
- педагогическая студия «Эконом-класс»
|
В течение года
11.2020-
02.2021
В течение года
11.2020
03.2020
04.2020
05.2020
|
Сценарий мероприятия
Сценарий мероприятия,
планы базовых занятий, фотоотчет
Макет проекта
Сценарий мероприятия, фотоотчет
Презентация, сценарный план мероприятия
План проведения, фотоотчет
План проведения, фотоотчет
|
4 этап
Заключи-тельный
|
1) Повторная диагностика.
Обобщение данных диагностик, систематизация, подведение итогов реализации проекта в 2020/2021 учебном году:
- итоговая диагностика уровня сформированности межпредметных компетенций, финансовой грамотности, стартап-культуры учащихся
- обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами
2) Подготовка итогового отчета
3) Рефлексия проделанной работы.
- Анализ и систематизация результатов индивидуальных педагогических исследований в рамках проекта;
4)Создание методических материалов:
- Подготовка презентационных материалов по итогам реализации экспериментального проекта;
- выявление направлений и путей дальнейшего развития в области финансовой грамотности, стартап-культуры.
|
04.2020
04.2020
05.2020
04.2020
04.2020
04.2020
|
Диаграммы по итогам диагностик, коррекционные мероприятия
Итоговая информация по итогам диагностик, отчеты
Итоговый отчет
Диаграммы по итогам диагностик, отчеты
Презентация, отчеты
Рекомендации, предложения
|
Критерии и показатели определения эффективности запланированной работы
Критерии
|
Показатели
|
1. Экономико-правовая компетентность
|
- уровень знания и понимания экономических процессов;
- уровень знания и понимания права;
- уровень знаний моральных норм и правил поведения в обществе;
- степень активности учащихся в проектах;
|
2. Социальная компетентность
|
- уровень сопротивляемости стрессам участников проектных групп;
- навыки межличностного взаимодействия, направленного на позитивные, дружеские взаимоотношения в проектных группах;
- наличие благоприятного психологического климата в проектных группах.
|
3. Личностная компетентность
|
- целенаправленность личности;
- уровень овладения навыками по направлениям экспериментального проекта.
|
4. Психологическая культура и компетентность
|
- уровень развития способности самореализации и самоконтроля;
- уровень вовлеченности в экспериментальный проект.
|